Курс на школу. Родителям первоКЛАССников

АДАПТАЦИЯ   К  ШКОЛЕ   .    КОГДА УМЕСТНА ТРЕВОГА?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психологи  помогут нам разобраться в этом вопросе:

Обычно
Опасно
       Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
Ничего не интересно, безразличие  ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
Делает уроки только «из-под палки».
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней,  которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
 Вывод:
Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
  Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.



Внимание! Внимание,память и мышление.



Поговорим о наборе качеств и свойств личности, которые необходимо выработать до поступления в 1 класс . Всё это можно назвать психологической готовностью к школе. Она включает в себя уровень развития памяти, внимания, эмоционально-волевое развитие ребенка
и мотивацию к обучению в школе. Если эти качества у ребенка еще не на должном уровне, то он просто не сможет управлять своей деятельностью на уроках. Насколько они нужны вашему малышу и важны в обучении в школе. Как их развивать тоже большой вопрос.
Ведь это не такое осязаемое, как, например буквы, цифры. И как проверить уровень развития внимания, памяти и т.д. Улучшились ли внимание, память, мышление или остались на прежнем месте. Очень важно, чтобы у ребенка было развито внимание, поскольку ему
необходимо уметь концентрироваться, долго сосредоточиваться на объясняемом материале. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Для детей младшего школьного возраста такая длительность составляет обычно 10-15 минут и у дошкольников примерно такое же. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания
должны быть непременно интересны для ребенка. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Но в дальнейшем,
обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания с подключением воли.
Кроме внимания основой приобретения знаний является память.Дошкольный возраст – период наиболее быстрого развития памяти. Многие родители приходят к учителю и говорят, что в садике у них совершенно не было проблем с заучиванием стихов, а в 1 классе появились – ничего не понимаем. Дело в том, что период быстрого механического запоминания проходит, а развитием памяти никто не занимался, не считали нужным. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание.Запоминание носит непроизвольный характер, оно происходит без участия воли. Развитие произвольной памяти является одним из главных условий успешной адаптации к школе. Показателями хорошей памяти могут стать ответы на такие вопросы:
 - Сколько слов из десяти запомнит ваш ребёнок на слух? Запоминание с первого раза как минимум пяти слов из десяти это хороший результат.
- Постарайся запомнить рисунок. А потом проверьте умение по памяти воспроизвести этот простейший рисунок. Получилось? Отлично. 
И ещё очень важный момент. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти он сможет не всегда. Лучше запоминается материал включенный в игровую деятельность, а не бесконечная зубрёшка. Со своим сыном мы весь первый класс заучивали стихи необычным способом – я зарисовывала каждую строчку буквально по слову, подключая зрительную память к процессу запоминания. 
    Наконец, добрались и до мышления. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: 
- выделение существенных признаков предмета; сравнение предметов и выявление сходств и различий в них и т.д.
- понимание конструкций типа ЕСЛИ - ТО (если береза выше черемухи, то черемуха...)
- умение вывести закономерность из известного и продолжить (бусики для мамы, заборчики, что дальше,
 - -- логическое мышление (если платье сделано из ткани, то дом из …)
- пространственное мышление, ориентация в пространстве относительно себя, относительно другого человека или предмета (ведь правая рука у человека, который стоит к вам лицом, находится не с той же стороны, что и у вас – это может понимать даже дошкольник), ориентация на листе тетради.
- наглядно-образное мышление предполагает зрительное представление
ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без
выполнения реальных практических действий с ними.
Психологическая готовность ребенка к школе и определяет, насколько успешным будет Ваш ребенок, как он будет учиться и вести себя на уроках.




Развитие речи

Сейчас никто уже не сомневается в том, что успешность обучения ребёнка в школе во многом зависит от того насколько хорошо он к ней подготовлен. Очень важное значение в этой подготовке имеет речь. Речь это то, что человек может развивать на протяжении всей жизни.
Вы, конечно, не раз слышали, что необходимо работать над развитием речи ребенка еще до школы. Это важно для общего психомоторного развития ребенка. Психологи уверены, что интеллект у ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х) развивается и совершенствуется только при условии овладения речью. Речевое развитие является главным в становлении и дальнейшем развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)
очень нужных школьнику. Как правило, мы понимаем, что надо расширять активный словарь
ребенка, учить малыша использовать в речи не только существительные и глаголы, но и другие части речи, строить распространенные предложения.
Но это, оказывается, не все. В логопедии выделяются несколько основных разделов
1. Звуковая культура речи. Чёткое и внятное произношение всех звуков родного языка. Речь должна быть правильной, выразительной, без повторов и ошибок. В идеале ребёнок должен научиться произносить и различать на слух все звуки речи, и различать схожие по звучанию звуки ( з-с, ж-ш, б-п). Обычно родителей волнует произношение звука Р. Про остальные звуки разговор не идёт в этом случае. Для того, чтобы определиться, я рекомендую обратиться к
логопеду. Заодно, насколько я знаю, они, готовя деток к школе, занимаются не только постановкой звуков, но включают в занятия и задания на развитие внимания, памяти, математических способностей и многого другого о чём речь пойдёт ниже. Перед поступлением в школу у ребёнка должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте. Малыша нужно учить называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, всередине, в конце)
2. Словарный запас. К моменту поступления в школу ребёнок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и понимать речь других людей. Ребёнок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно
подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с
обобщающим значением. Ознакомление ребёнка с окружающим миром способствует
расширению словарного запаса. Необходимо закреплять и поощрять использование ребёнком в речи новых слов: название профессий, техники, материалов, признаков предметов …
3. Связная речь. К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть хорошо развита связная речь. Выделяют несколько речевых навыков:
- хорошо владеть диалогической и монологической речью, уметь отвечать на вопросы и задавать их
- уметь самостоятельно, выразительно и без повторов пересказывать литературный текст;
- уметь составлять рассказы о предметах самостоятельно или с небольшой помощью взрослого
- уметь составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок
- уметь составлять небольшие рассказы из своей жизни, придумывать фантастические рассказы и сказки
4. Грамматические навыки. К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка должен сформироваться правильный грамматический строй речи. Ребёнок должен научиться:
- правильно согласовывать слова в предложении
- правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными
- образовывать слова из двух слов ( сам летает – самолёт, сапоги из резины – резиновые сапоги), однокоренные слова (сад-садик-садовник) , существительные с суффиксами (дорога-дорожка), глаголы с приставками ( ехать- приехать)
- составлять простые и сложные предложения
Занятия по развитию речи я не рекомендую загонять в какие-то временные рамки. Идеально, если вы будете использовать время по дороге в садик и домой, в транспорте, т.е. на ходу. Такой разговор должен быть в радость ребёнку, не вызывать усталости. Ваш малыш не должен понимать, что вы его учите. В ваших силах помочь своему ребёнку во многом, но если есть проблема в произношении звуков, то лучше обратиться к логопеду. Кроме того, рекомендую работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно уже было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также
положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.

7 необычных способов заинтересовать в чтении

Ваш малыш уже подрос, и Вы решили, что пора учиться читать. Приготовили красивый
Букварь, нашли в Интернете несколько интересных, на Ваш взгляд, обучающих мультиков и готовы заниматься с ребенком. Только вот он почему-то не готов. Малыш совсем не хочет сидеть с Вами рядом, рассматривать Букварь и водить пальчиком по строчкам. Ему гораздо
интереснее машинки, куклы и современные гадженты. Даже если Вы, путем уговоров смогли усадить малыша рядом, взгляд его все равно направлен в сторону игрушек и все мысли тоже там… Что же делать? Как все-таки учить малыша читать, если все мысли его об игре? Если он совсем не интересуется книгой и не хочет спокойно сидеть?
Можно в приказном порядке заставлять ребенка делать то, что надо Вам, но ничего хорошего, кроме скандалов и слез это не даст. Можно оставить все так, как есть и позволить малышу играть в свое удовольствие. Но когда же он научится читать? А родителям так хочется, чтобы ребенок как можно раньше начал читать и удивлял этим умением всех родственников.
Существует много методик по обучению чтению. Независимо от того какой методикой обучения чтению Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет
мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы. Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы научить ребенка читать.
Важные правила обучения чтению.
Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!
Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв. Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится. Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при
обучающем чтении орфографически. Читаем не «кАрова», а «кОрова»,не «леФ», а «леВ». Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.
Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а по складам.
Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады
«Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче. Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения.
В первую очередь учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов.
Это могут быть имя ребенка, имена родителей, любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему. Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый
фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.
Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем
различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.
Время чтения очень ограничено! Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник. Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.
Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»!
Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из
возможностей и интересов ребенка.
Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и результаты Вас обязательно порадуют.
И ещѐ несколько способов заинтересовать ребѐнка в обучении чтению и помочь получить быстрый результат. Некоторые действия вам могут показаться абсолютно далѐкими от чтения, но я постараюсь объяснить их смысл. Пробуйте.
1. Играйте с бусинками, мозаикой, пуговицами, т.е. мелкими предметами Поставив эти предметы в определенном порядке, дети получают представление о последовательности. Это поможет им обнаружить, что буквы в словах необходимо ставить в определенном порядке.
2. Читайте книги и потом обсуждайте с ребѐнком их сюжет, персонажей. Придумывайте продолжение. Дети любят чтение вслух. Они узнают, что книги могут познакомить с разными людьми, характерами, местами на нашей планете. Прослушивание и разговор помогает расширять детям свой словарный запас. А также во время чтения дети понимают, что мама
читает слова, напечатанные в книге, что мы читаем слева направо, сверху вниз. Для этого при чтении водите пальцем или указкой по тексту
3. Проводите минутки игрового отдыха под музыку с включением упражнений типа: поднимите руки вверх, вниз, вперед, за спину, слева, справа. Дети получают понимание таких понятий, как вверх / вниз, вперед / назад, влево / вправо, и добавляют эти слова в активный
словарь. Понимание этих концепций приводит к знаниям о том, как слова читаются на странице.
4. Читайте стихи, играйте в рифмы, придумывайте новые рифмы самостоятельно. Дети осознают фонемы - мельчайшие единицы слов. Это осознание приводит к успеху в чтении и письме
5. Поиграйте в магазин. Сделайте ценники. Дети на практике, видят как используется чтение и письмо, чтобы представить информацию - в этом случае, наименование товара и
цена различных продуктов.
6. Составляйте список покупок. Пусть ребѐнок сам его напишет, если уже умеет. А потом в магазине прочитает этот список. Так дети учатся в письменной форме делиться информацией с другими.
7. Пусть ребѐнок пересказывает любимые истории своим игрушкам или друзьям. Дети обретают уверенность в своих способностях. Они рассказывают историю в том порядке, как бы он еѐ читал - от начала и до конца.


Научим ребенка логически мыслить и рассуждать

Как вы думаете к какой школьной дисциплине первого класса относятся следующие разделы:
Право-лево, выше-ниже, шире-уже
Понимание предлогов : над, под, перед, после
Сравнение предметов по ведущему признаку (сходства -различия)
Конструирование
Закономерности;
Головоломки и ребусы.
Симметрия
Время (век, год, месяц…) - конечно это математика.
Этому ли учат дошкольников? Нет. Счѐту, решению примеров и даже задач.
Однако такая подготовка в целом не решает проблему успешного обучения детей в школе и может принести больше вреда, чем пользы. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, поэтому их легко научить считать даже до 100 и решать примеры. Но ведь наша задача не память развить, а помочь дошкольнику развить логическое и пространственное мышление
Поэтому- то начинать надо не с «изучения математики», как это принято делать перед школой, а с грамотного развития логического математического мышления. И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше для ребѐнка. По-настоящему развитое математическое мышление - это
гибкий и сверх-изобретательный ум, которому под силу с легкостьющелкать математические задачки и с лѐгкостью решать любые жизненные проблемы, используя нестандартный подход.
И развивать такое мышление нужно не заучиванием с пеленок цифр (что полезно только лишь для развития зрительной памяти), а особым способом – с помощью увлекательных игр, рассуждений и сказок, которые интересны ребенку до 4 лет больше, чем занудные «занятия математикой».
Я призываю всего этого достигать через игру. Сегодня хочу предложить несколько игр для развития ориентации в пространстве и объяснить как эти понятия связаны с математикой и письмом.
Изучать право – лево, верх – низ
Зачем это надо? Чтобы понимать объяснение учителя о написании букв алфавита. На уроке ребѐнок услышит: «Чтобы написать строчную букву В поставлю ручку на середину рабочей строки, веду наклонную линию вверх с закруглением влево, не доходя до нижней
линии рабочей строки, закругляю вправо вверх и пишу овал.» А кроме того, знание сторон нужно, чтобы не зеркалить буквы, цифры. Ориентация в пространстве также помогает ребѐнку правильно оформлять записи в тетрадях (учитель скажет: «Пропустите 4 клетки вниз, вправо.» )
Поиграем: объясните что правая рука всѐ делает «правильно», ей удобно ложку держать, рисовать, резать … для левшей такое объяснение не подходит. повяжите на правую руку какую-нибудь ниточку, браслетик или что-нибудь ещѐ, для того, чтобы ребѐнок смог, посмотрев на этот предмет без ошибок назвать направление
Покомандуйте на площадке ребѐнком. Сделай 3 шага прямо, поверни направо, пройди ещѐ 5 шагов, поверни налево… А потом поменяйтесь ролями. По дороге домой или в сад тоже можно играть в эту игру, спрашивая куда сейчас повернѐм направо или налево?
Дети любят графические диктанты. Их не обязательно писать в тетрадке в клетку, но и использовать счѐтные палочки, или скрепки одного размера, на улице – веточки.
Очень полезна для дошкольников игра «Муха» Ребенку (4-6 лет)
Рисуем многоэтажный дом, в котором живут различные сказочные герои и зверюшки. К жильцам этого дома очень любит прилетать Муха. Она летает от квартиры к квартире, то там
посидит, то в другой квартире похозяйничает. Попробуй, отгадай, у кого сейчас Муха. Первое время, Муху можно обозначать какой-то фишкой. Вы говорите, что сейчас Муха сидит у Петушка и ребенок ставит фишку на клетку с Петушком. А затем Вы диктуете, куда Муха
полетела, указывая только направление и количество клеток (на первых порах достаточно 2-4 шага). Причем, направление может быть только вправо, влево, вверх и вниз. По диагонали муха не летает. Когда ребѐнок будет легко справляться с заданием, можно будет убрать
фишку и увеличить количество шагов до 7-10. Теперь муха летает в шапке-невидимке. А потом можно взять квадрат 5на 5, 6 на 6. Попробуйте играть в эту игру с ребенком хотя бы иногда. Эта «пустяковая игра» развивает не только умение ориентироваться в пространстве, но и произвольное внимание ребенка, и умение слушать и выполнять словесную инструкцию, что очень важно при обучении в школе
Насчет прогресса и усвоения материал. Дети учатся совсем не так, как хотелось бы взрослым). Во-первых не работает школьная система «рассказал-закрепил-проверил». То, что вы рассказываете сегодня может стать зернышком, которое прорастет только через год!
Во-вторых, дети не любят проверок и не понимают их смысла. Если это не игра, то это скучно, и тогда зачем это? Чтобы взрослый «отвязался» можно что-то сказать, не заботясь о правильности этого. Поэтому любые проверки должны сводиться к вашему наблюдению за игрой ребенка и не более того. И, конечно, не стоит спрашивать «сколько», «посчитай» и расстраиваться, если что-то не так. Ребенок видит и чувствует, что своим ответом огорчил маму. Даже если у него появится желание запоминать и учиться, чтобы мама не расстраивалась — это не самая лучшая мотивация. В конце этого урока приведу требования к дошкольникам по математике

Дошкольники должны уметь называть:
-предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже)д анного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
-числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
-фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, овал, прямая линия);
Различать:
-знаки арифметических действий (+, –,)
Сравнивать:
-предметы с целью выявления в них сходства и различия;
-предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
-два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше”, “меньше”
Развиваем логическое мышление ребенка:
-Помогаем находить «лишний» предмет в ряду;
Учим называть группу предметов одним словом;
Составляем простейшие закономерности;
Решаем головоломки и ребусы.
Формируем представления о числе и количестве:
– Совершенствуем навыки счета в пределах десяти в прямом и обратном порядке.
– Учим называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
– Учим раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших
Развиваем представления о величине и форме:
-Учим раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.
– Учим сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
– Развиваем умения на глаз определять величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему.
Готовим ребенка к моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий:
-Учим составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части;
- Помогаем конструировать из счетных палочек (геометрические фигуры, буквы, цифры, рисунки на плоскости).
Развиваем умения ориентироваться в пространстве:
– Закрепляем и расширяем пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
– Учим ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
– Знакомим с тетрадью в клетку.
–Развиваем умения ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).
– Вместе пишем графические диктанты.


Окружающий мир

Говорят, чтобы любить природу, хорошо бы для начала с ней познакомиться поближе. И желательно завести знакомство с самого раннего детства.
Игры и занятия для дошкольников об окружающем мире необходимы для того, чтобы ребенок к концу дошкольного периода имел четкое представление о том, что его окружает, а также и о своем месте в социуме. Первые вопросы о том, что его волнует и интересует, ребенок
начинает осмысленно задавать в возрасте трех-четырех лет. Это говорит о том, что он готов на данном этапе получать информацию.
Вам - родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы возраст почемучки растянулся как можно дольше. Ведь со временем способность задавать вопросы обо всем на свете у ребенка уменьшается, а то и исчезает вовсе, если он не получает убедительных
ответов, или родители не могут или не хотят ответить на них. А ведь так важно до школы целенаправленно расширять кругозор ребѐнка, развивать познавательную активность. Это не значит что вы должны посадить ребѐнка за стол или за компьютер и начать показывать видео или презентации. Всѐ это легко найти на улице, рядом с домом. Это называется непосредственным опытом общения с окружающим миром (потрогать листочки, погладить котѐнка, увидеть ѐжика, походить по лужам и ничего не случится, если вода попадѐт в
сапоги – это опыт). Самый главный метод получения информации об окружающем мире в этом возрасте – это наблюдение. Можно сколько хочешь показывать картинки города и деревни, но лучше один раз свозить туда и у ребѐнка сразу сложится полная картина жизни в городе или в деревне.Предлагаю выйти на улицу с ребѐнком, прихватив с собой
лупу. Ребѐнок сам себе найдѐт объекты для наблюдений. Вам останется только немного направлять его.
Вот некоторые темы, которые ребѐнок может с лѐгкостью освоить в дошкольный период:
1. Семья
2. Родной город
3. Родная страна
4. Труд взрослых
5. Предметный мир (животные, растения, явления природы, вода,
воздух)
Причѐм к 1 классу в сознании первоклассника должна сложиться целая цепочка представлений о мире: мой дом, моя улица, мой населенный пункт, моя страна, моя планета, моя солнечная
система, моя галактика
Чтобы всѐ это сложилось в одну общую картинку, научите любить природу. Как?
Об этом рассказала Ксения Будина
• Дать возможность исследовать ее.
• Не пугать (например, пауками), не передавать своей неприязни или страхов.
• Не принуждать (гулять по три часа или копать грядки). Лучше делать то, что любишь сам. Если любишь копать грядки, сделай это так, чтобы и детям тоже захотелось копать.
• И еще нужно давать общаться с природой - заводить домашних животных или птиц. Это работает. Если даже ребенок не будет убирать сам клетку попугаю, то пусть говорит с ним по утрам - это будет уже очень хорошо.
• А еще, жалеть кого-то в природе - это тоже хорошо. Когда жалеешь, тогда любишь.
• Нужно обращать внимание ребенка на красивое в природе - отражения, цвета, запахи. Когда видишь красивое, тогда тоже начинаешь любить.
Поколению современных детей недоступны простые радости их родителей: самостоятельные прогулки, походы в лес, общение с миром животных и растений.
Детей надо учить заботиться о природе и тогда появятся и интерес к окружающему миру и желание изучать его.
Предлагаю вам 4 шага к культуре заботы о природе.
1. Познакомиться поближе
Начать знакомство с природой легко - достаточно оглянуться вокруг и перейти к изучению ближайших окрестностей:
• Что за деревья растут в вашем дворе?
• Какие цветы и сорные травы пробиваются из-под земли?
• Какие птицы сидят на ветках?
• Какие звери бегают по вечерам?
Когда флора и фауна двора станет вам знакома, можно переместиться в ближайший парк.
2. Проводить больше времени в природе
Современные дети почти не гуляют самостоятельно. На улице много машин, грязный воздух, опасные незнакомцы и совсем нет детей, с которыми можно пускать в лужах кораблики. Да и природы вокруг становится все меньше - с ростом городов зеленые насаждения
становятся все больше редкостью. В то же время, терапевтическое воздействие природы на человека известно сотни лет.
3. Делать подарки природе
• Приготовить печенье для птиц весной?
• Вместе рассортировать мусор?
• Собрать старые батарейки от игрушек и сдать на переработку?
• Устроить соревнование и забраться на свой этаж по лестнице вместо
лифта?
• Посадить дерево?
Самый простой способ начать свое путешествие к заботе о природе - принять участие в ежегодном мероприятии Час Земли. 29 марта миллионы людей по всему миру выключат свет и электроприборы, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата. Важно подмечать свои хорошие дела, пусть даже и небольшие.
4. Понять, как все устроено
Иногда людям важно узнать, как устроена та или иная природная система, чтобы начать заботиться о ней. Например, почему нельзя в лесу разрушать муравейник, ведь так интересно узнать, что там внутри? Как мусор вредит птицам? Что едят белки? И ещѐ один совет – в домашних условиях можно проводить много разных опытов, экспериментов. Детям будет очень интересно и вы в конце концов получите любознательного ребѐнка, который вскоре
научится быть внимательным к окружающим предметам. Ученые выяснили, что дети, которые проводят время на природе, лучше концентрируются, более наблюдательны и лучше
владеют речью. А к этому стремится каждый родитель, которому важно, чтобы ребѐнок в жизни был успешен.

Использованная литература.
Е.Устенко "Курс на школу. 10 шагов к успеху в 1 классе"